Веб-аналитика (web analytics) — система для измерения, сбора, анализа и понимания информации о посетителях сайтов для улучшения и оптимизации работы ресурса. Главным заданием веб-аналитики является мониторинг посещений веб-страниц. На основе полученных данных изучается поведение пользователей сайта, принимаются решения о развитии и расширении возможностей ресурса.
Чтобы понять, что такое веб аналитика, нужно знать её короткую историю и возможности. Рождение HTTP-протокола стало причиной появления веб-аналитики. При посещении сайта в лог-файл добавляется строка — хит. Рост посещаемости привёл к получению огромного количества хитов, а лог-файлы стали слишком большими.
В 1995 году наконец-то появилась возможность получения отчётов из лог-файлов не только у программистов, но и у маркетологов. На более поздних этапах (в начале 2000-х) сайты стали более сложными: загрузка элемента не являлась подтверждением загрузки всей страницы. Поэтому появился новый метод сбора информации — яваскрипт тег. После загрузки сайта собирается информация о посещении и сохраняется в базе данных.
Статистика собирается при помощи следующих инструментов: счётчиков или лог-анализаторов. Первый тип — внешние приложения небольшого размера (несколько килобайт). Каждое посещение сайта грузит небольшую картинку, размещаемую на сайте для сбора информации. Данные вносятся в базу данных, а статистика посещений просматривается на сайте. Анализаторы — это внутренние программы, накапливающие данные сервера.